Менеджмент

МЕНТОРИНГ


Целевая аудитория:
Менторы (ТОП-менеджеры и средний менеджмент)
Цели и результат:

В рамках данного модуля участники:

  • познакомятся с понятием менторинга;
  • поймут различия между менторингом, наставничеством и коучингом;
  • определят основные этапы процесса проведения менторинга и задачи каждого этапа;
  • выявят ключевые преимущества и выгоды менторинга для огранизации, для себя в качестве ментора, и для «подопечных»;
  • изучат инструменты оценки «подопечных»;
  • составят план  развития  своих «подопечных»;
  • изучат инструменты развития подопечных;
  • разовьют навыки использования на практике различных инструментов развития «подопечных»;
  • отработают навыки проведения установочных и развивающих сессий с «подопечными».

Участникам будут предложены прикладные инструменты, которые они смогут использовать на практике в процессе реализации проекта по развитию сотрудников Сбербанка.

Методы проведения:
корпоративный, 3-х модульный, каждый модуль, продолжительностью 3 дня / 24 академических часа, общее количество дней в программе – 9. (72 часа)
Содержание программы

ОРИЕНТИРОВОЧНЫЙ ПЛАН ПРОВЕДЕНИЯ ПЕРВОГО МОДУЛЯ ПРОГРАММЫ

1-ый день

Тема

Содержание

Формы работы

 

Введение в тренинг

 

  • Презентация целей и задач программы обучения;
  • Знакомство, выявление ожиданий участников от совместной работы.

 

 

  • Информационный блок в интерактивном режиме;
  • Процедуры, закладывающие основы для групповой динамики.

 

 

Введение

в тему: «Менторинг»

 

 

  •  Актуализация темы: упражнение «Я и мои учителя»;
  • Понятие менторинга;
  • Менторинг, наставничество, коучинг – в чем отличие?
  • Формы организационного менторинга;
  • Основные этапы процесса менторинга;
  • Кто такой ментор? Роли и задачи ментора;
  • Навыки и инструменты ментора;
  • Ключевые преимущества и выгоды менторинга:
    • для организации;
    • для «подопечных»;
    • для менторов.

 

 

  • Презентации участников в рамках упражнения «Я и мои учителя»;
  • Краткий информационный блок от тренера;
  • Интерактивная дискуссия;
  • Работа в группах, направленная на определение ключевых выгод менторинга. Обще групповое обсуждение результатов.

 

 

 

Основные этапы процесса менторинга

и задачи каждого  этапа 

 

  • Цели и задачи менторинга в рамках проекта развития сотрудников  Сбербанка;
  • Основные этапы процесса менторинга и задачи каждого этапа:
    • предварительная оценка «подопечного» ментором и самооценка «подопечного»;
    • проведение установочной (ых)  сессии (й), направленной (ых) на  согласование целей и задач менторинга, составление плана действий по развитию «подопечного», определение  форм и процедур взаимодействия, временных рамок реализации плана;
    • проведение развивающих сессий согласно составленному плану;
    • промежуточный анализ результатов и внесение корректив в план развития;
    • финальный анализ результатов, завершение менторинга.

 

 

  • Работа в группах, направленная на определение основных этапов процесса менторинга;
  • Обсуждение результатов в интерактивном режиме;
  • Краткий информационный блок от тренера

 

 

Предварительная оценка «подопечных»

 

В данном блоке будут оцениваться реальные «подопечные» участников группы

 

  • Факторы анализа и оценки:
    • ключевые результаты работы (КПЭ);
    • компетенции;
    • профессиональные знания и навыки;
    • опыт работы;
    • мотивация;
    • личные качества;
  • Создание «матрицы» оценки;
  • Предварительная оценка ментором «подопечного» и самооценка «подопечного» заданным критериям «матрицы» оценки;  
  • Определение ментором направлений и приоритетов развития «подопечных»;
  • Составление ориентировочных планов развития «подопечных».

 

 

  • Краткий информационный блок;
  • Работа в группах, направленная на создание «матрицы» оценки «подопечных» с последующим обще- групповым обсуждением;
  • Индивидуальная работа, направленная на предварительную оценку «подопечных»  и составление ориентировочных планов развития по итогам предварительной оценки.

 

 

 

 

  

Проведение установочных сессий

 

 

  • Цели и задачи установочной сессии;
  • Алгоритм  построения беседы при проведении установочной сессии;
  • Основные темы для обсуждения и согласования:
    • результаты предварительной оценки  ментором «подопечного» и  самооценки «подопечного»;
    • ожидания ментора и «подопечного»;
    • области развития и уровни зрелости «подопечного» по каждой области;
    • цели, задачи и приоритеты развития «подопечного»;
    • временные рамки реализации плана (количество встреч, периодичность, время каждой сессии);
    • формы и процедуры взаимодействия;
    • действия  при необходимости внесения изменений в намеченные планы и др.
  • Составление плана действий;
  • Развитие навыков проведения установочных сессий.

 

 

  • Краткие информационные блоки от тренера;
  • Ролевые игры, направленные на развитие навыков проведения установочной сессии с «подопечным»;
  • Видеосъемка с последующим разбором фрагментов видео записей.

 

 

Подведение итогов дня

 

Краткий обзор пройденного материала. Подведение итогов

Обратная связь от участников

 

 

 

2-ой день

Тема

Содержание

Формы работы

 

Проведение установочных сессий

(продолжение темы)

 

  • Эффективная коммуникация в процессе проведения установочных сессий;
  • Инструменты установления доверительных отношений;
  • Развитие  навыков построения конструктивного диалога в процессе  проведения установочных сессий
  • Краткие информационные блоки;
  • Разбор фрагментов видео записей ролевых игр;
  • Практические упражнения, направленные на развитие навыков установления доверительных отношений, навыков  эффективной  коммуникации  и навыков построения конструктивного диалога в процессе проведения установочной сессии с «подопечным».

 

 

  

Развивающие сессии. Инструменты

и навыки ментора

 

 

 

 

  • Принципы обучения и развития  взрослых людей;
  • Факторы, влияющие на результат;
  • Формы и методы развития сотрудников:
    • информирование;
    • инструктаж;
    • коучинг;
    • менторинг;
    • мотивирующие беседы;
    • личный пример;
    • развивающие задания и кейсы;
    • обучение на рабочем месте;
    • предоставление качественной обратной связи;
    • тренинг и др.
  • Преимущества и ограничения каждого метода;
  • Уровни зрелости сотрудников   и выбор методов и стилей  развития  «подопечных»;
  • Типы целей развивающих сессий;
  • Алгоритмы построения бесед при проведении развивающих сессий в соответствии с целью, уровнем зрелости «подопечного» и выбранными методами его развития.

 

  • Демонстрация фрагментов учебных и художественных фильмов
  • Информационный блок от тренера
  • Интерактивная дискуссия
  • Практическое задание, направленное на определение методов развития «подопечных» в соответствии с их уровнями зрелости по каждой области развития
  • Тестирование участников с целью выявления их стилей  обучения и развития

 

 

 

 

Использование техник коучинга

 процессе менторинга

 

 

 

 

  • Понятие коучинга;
  • Директивный и недирективный коучинг;
  • Сила вопроса или сила указания?
  • Преимущества коучинга;
  • Применение коучинга в процессе менторинга;
  • Когда нужен коучинг?
  • Навыки и умения коучера;
  • Техники коучинга.  Алгоритмы бесед в соответствии с различными моделями коучинга:
    • Модель GROW;
    • Модель AID;
    • Модель Т;
    • Модель трех измерений;
    • Разработка вопросов в соответствии с применяемой моделью коучинга.

 

 

  • Информационный блок от тренера;
  • Обсуждение статьи «Сила вопроса или сила указания?»;
  • Интерактивная дискуссия;
  • Практические задания, направленные на разработку вопросов в соответствии с применяемой техникой коучинга и составление «цепочек вопросов» для развития компетенций своих «подопечных». 

В рамках первого модуля участники отработают навыки применения одной из  техник коучинга. Остальные техники будут поэтапно отрабатываться  в процессе второго и третьего модулей.

 

 

Проведение развивающих сессий

с использованием техник коучинга

 

 

  • Развитие навыков использования техник коучинга в процессе менторинга «подопечных»;
  • Анализ результатов и планирование дальнейших действий по развитию сотрудника.

 

  • Ролевые игры;
  • Видеосъемка и последующим разбором  фрагментов видео записей;
  • Обучающие практические упражнения.

 

3-ий день

Тема

Содержание

Формы работы

 

Развитие ключевых навыков ментора.

Активное слушание

 

  • Техники активного слушания
  • Обратная связь:
    • поддерживающая
    • направленная на изменения.
  • Практическое применение моделей  коучинга Развитие навыков использования техник коучинга на практике.

 

  • Информационный блок;
  • Практические упражнения направленные на развитие навыков активного слушания.

 

 

 

Развитие ключевых навыков ментора.

Предоставление качественной обратной связи

 

  • Типы обратной связи в соответствии с целями:
    • поддерживающая;
    • направленная на изменения;
  • Типы обратной связи в соответствии с формой предоставления:
    • деструктивная;
    • конструктивная
  • Алгоритм предоставления конструктивной обратной связи
  • Модели обратной связи:
    • B.O.F.F.
    • SOI
    • SLC
    • «Бутерброд»: «+», «-»,«+»
    • «Я – высказывание» и другие…

 

  • Информационный блок;
  • Практические упражнения направленные на развитие навыков предоставления конструктивной обратной связи;
  • Практические упражнения направленные на развитие навыков использования различных техник предоставления обратной связи «подопечному» в процессе менторинга.

 

Проведение развивающих сессий

с использованием

инструктирования

 

 

Когда нужна инструкция?

  • Области применения инструктирования в процессе менторинга;
  • Требования к инструктажу - методика и критерии качественного инструктажа;
  • Методы инструктирования сотрудников;
  • Создание инструкций  для «подопечных» с учетом тех зон развития, где подопечный не имеет опыта и коучинг малоэффективен;
  • Алгоритм беседы при инструктировании;
  • Развитие  навыков инструктирования;
  • Обратная связь в процессе инструктирования;
  • Анализ результатов и планирование дальнейших действий по обучению сотрудника.

 

  • Работа группах, направленная на создание инструкций для своих «подопечных»;
  • Обще групповое обсуждение;
  • Практические упражнения, направленные на развитие навыков инструктирования и получения качественной обратной связи от сотрудника в процессе менторинга;
  • Видеосъемка и последующим разбором  фрагментов видео записей.

 

Использование развивающих практических заданий и кейсов в процессе менторинга

 

 

  • Виды развивающих практических заданий и кейсов;
  • Когда необходимо использовать практические задания и кейсы? Области применения в процессе менторинга.

 

  • Работа группах, направленная на создание ряда практических заданий и кейсов для развития  ключевых навыков работы и компетенций  «подопечных»;
  • Обще групповое обсуждение.

 

 

Завершение тренинга

 

  • Подведение итогов тренинга Краткий обзор пройденного материала;
  • Создание планов  развития «подопечных» с учетом изученных инструментов 

(внесение дополнений и корректив в   ориентировочные планы развития «подопечных», созданных в первый день на этапе их предварительной оценки)  

  • Посттренинговое  задание;
  • Обратная связь от участников.

 

 

  • Резюме тренера;
  • Индивидуальная работа участников;
  • Процедура обратной связи от  участников.

 

ПОСТТРЕНИНГОВОЕ ЗАДАНИЕ ПО ИТОГАМ ПЕРВОГО МОДУЛЯ ПРОГРАММЫ

 В течение 3-х месяцев каждый участник тренинга должен будет выполнить следующие задачи:

1.   Провести ориентировочные сессии с «подопечными».

2.   Внести коррективы в план развития «подопечных» с учетом  результатов установочных сессий.

3.   Подготовить и провести две  развивающие сессии с каждым из «подопечных» в соответствии с  составленным планом развития. Обозначить контрольные «точки»  и определить процедуры дистанционного взаимодействия с «подопечными» между сессиями.

4.   Организовать и провести «промежуточные» беседы с «подопечными»  с целью контроля, поддержки и корректировки действий в случае необходимости.

5.   Подготовить  отчеты по каждой сессии с «подопечными» и планы проведения следующих сессий с учетом результатов предыдущих.

6.   Подготовить презентацию о проделанной работе с «подопечными» к   следующему модулю программы обучения (январь).

 План презентации:

  • Краткая информация о «подопечном»;
  • Цели и задачи по развитию «подопечного» в соответствии с планом;
  • Поэтапное описание проделанной работы (цели сессии или промежуточного взаимодействия, что было сделано в процессе встречи или разговора, какие инструменты развития «подопечного» использовались и почему, с какими барьерами  столкнулись, как преодолевали, какой получили результат,  какие цели по дальнейшему развитию поставили и др. важная, на Ваш взгляд, информация);
  • План действий по дальнейшему развитию «подопечного».

7.   Составить список вопросов для обсуждения на втором этапе обучения по итогам проделанной работы.

8.   Представление эффективных наработок, которыми Вы могли бы поделиться с коллегами.

Модуль 2.  Продолжительность – 3 дня.

Подробное описание содержания 2-ого модуля программы будет составлено после проведения 1-ого модуля программы.

ОСНОВНЫЕ БЛОКИ ПРОГРАММЫ

  • Первый этап 2-го модуля обучения будет посвящен  обсуждению результатов о проделанной работе в соответствии с полученным на первом модуле заданием. Участники сделают презентации по итогам работы с «подопечными» после первого модуля обучения, обсудят результаты работы с коллегами и тренером, обменяются опытом и получат ответы на интересующие их вопросы.
  • Поскольку на первом модуле отрабатывались навыки применения на практике ограниченного количества техник коучинга, предоставления обратной связи и инструктирования, во втором этапе первого модуля будет продолжена данная работа. Участникам будут предложены практические упражнения, направленные на дальнейшее развития навыков применения различных техник менторинга.
  • На третьем этапе 2-го  модуля участникам будет предложена одна из ниже представленных  для более глубокого развития навыков менторинга.
  • На завершающем этапе 2-го модуля участники также получат посттрениговое  задание. 

 Модуль 3.  Продолжительность – 3 дня.

Подробное описание содержания 3-его модуля программы будет составлено после проведения 1-ого и 2 – ого модулей программы. Содержание 3-его модуля тренинга будет построеноаналогично 2-му модулю. Меняться будет только наполнение блоков программы.

 

ПРЕДЛАГАЕМЫЕ ТЕМЫ ДЛЯ 2-ОГО И 3-ЕГО МОДУЛЕЙ ПРОГРАММЫ ОБУЧЕНИЯ

Тема: «Эффективные коммуникации в коучинге»

  • Методы диагностики психологических типов личности сотрудников;
  • Стили коммуникаций в соответствии с психологическим типом личности;
  • Коучинг различных психологических типов личности;
  • Адаптация моделей коучинга к различным коммуникативным стилям;
  • Практическое применение адаптированных моделей коучинга.

Тема: «Мотивационный коучинг»

  • Различные подходы к мотивации;
  • Основные направления мотивации;
  • Понятие мотивационного коучинга;
  • Циклы и уровни мотивации;
  • Определение этапа цикла и уровня мотивации, на котором находится сотрудник;
  • Действия коучера в соответствии с этапом цикла мотивации.

Тема: «Развитие личностного потенциала «подопечных»

  • Составляющие успешного поведения. Ключевые характеристики личности и компетенции лидеров;
  • Типы поведения людей: пассивное, агрессивное, ассертивное;
  • Конструктивные и деструктивные формы поведения;
  • Источники уверенности и неуверенности;
  • Внутренние установки, мысли, чувства  и их влияние на поведение;
  • Инструменты  развития личностного потенциала;
  • Формирование конструктивных установок, позитивных мыслей  и чувств;
  • Развитие навыков проактивного поведения.

Следует отметить, что выше представленный список  тем может  быть изменен в соответствии с результатами работы на первом модуле обучения и в соответствии с пожеланиями Заказчиков и участников программы. 

Количество часов в программе: 3 модуля с интервалом в 3 месяца, каждый модуль продолжительностью 3 дня.

Заказать тренинг